Постановлением Правительства РК от 13 ноября 2014 года № 1196 утверждены новые ПДД, в частности в раздел «Общие положения» включен новый термин "дневные ходовые огни", а в разделе «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» впервые включена норма, обязывающая водителей движущихся транспортных средств в светлое время суток с целью их обозначения включать фары ближнего света или дневные ходовые огни. Наказание за нарушение ― 5 МРП или 9260 тенге по ценам 2014 года.
Избежать этого поможет контроллер дневных ходовых огней (ДХО):
Подходит для большинства автомобилей с лампами накаливания (галоген) и бортовой сетью 12 вольт.
Преимущества:
1. Снижение расхода топлива, экономия на лампочках и времени на их замену, уменьшение нагрузки на проводку автомобиля, отсутствие перегрева оптики
2. Легкая установка, практически не требующая знаний проводки автомобиля. Минимальные габариты, не греется в работе. Не конфликтует с электрооборудованием автомобиля.
3. Отсутствуют изменения в конструкции внешних световых приборов (в отличие от внешних дополнительных светодиодных светильников), не нарушается внешний дизайн автомобиля
4. Окупается за 3-4 месяца (при езде 1-1,5 часов в день) или за 1/3 неуплаченного штрафа, выбирайте как вам больше нравится.
5. Улучшение безопасности ― невозможно забыть включить или выключить ДХО ― контроллер работает в автоматическом режиме, не уменьшается яркость приборной панели днем.
Рекомендована самостоятельная установка.
Алгоритм работы контроллера
1. Машину завели (ближний свет выключен) автоматически включается дальний свет на 30-40%
Габариты и подсветка номера не включаются, яркость приборов не уменьшается
2. После остановки двигателя блок управления выключает ходовые огни.
3. Если Вы включили ближний свет, весь головной свет переходит в штатный режим работ
4. Возможно (необязательно) отключение контроллера при установке автомобиля на ручной тормоз.
5. Режим моргания дальним светом сохранен.
В комплекте контроллер ДХО и схема подключения в электронном виде.
Контроллер не предназначен для работы с ксеноном в качестве дальнего света (если ксенон на ближнем, установка такая же как на галогене).
В наличии два варианта контроллера ― с управлением плюсом (российские ВАЗ, в том числе ГАЗели, Фольксваген, большинство Митсубиси, и другие: "Эконом плюс 12") и с управлением минусом (Киа Рио, Хёнде Солярис, Хонда Цивик и другие: "Эконом минус 12"). Если вы не знаете какой вариант подключения ламп дальнего света у вас ― пишите.
Существует небольшая группа автомобилей (примерно 5%), в которые установка контроллера ДХО сложнее и возможна с применением пары автомобильных реле.
В наличии вариант для 24 вольт (для большегрузных автомобилей)
Установка в автомобиль контроллера обычно занимает час-полтора времени, из которого львиная доля приходится на поиск нужных проводов, выбор места размещения новой коробочки под капотом и протягивание новых проводов. Мы хотим дать несколько советов, основанных на собственном опыте установки (рассмотрен случай установки варианта 1схемы ("Эконом плюс 12")).
Этот крючек подсуньте под предохранитель, идущий к дальнему или ближнему свету (в зависимости от цвета) и зажмите предохранителем. Несмотря на кажущуюся простоту и ненадежность, способ оправдал себя на 100%.
Порядок подключения варианта с минусом (варианта 2) аналогичен, за исключением подключения ручного тормоза. Дополнительное реле в этом случае не нужно.
По большому счету все варианты схем подключения головного света в автомобилях можно разделить на 3 группы:
1. Схемы с общим минусом:
Управление светом производится подачей через реле или переключатель напряжения питания на один из выводом лампы, второй вывод постоянно подключен на массу автомобиля. Предохранители как правило стоят между реле и лампой. Пример - автомобили ВАЗ, ГАЗ, большинство автомобилей Mazda, Mitsubishi.
2. Схемы с общим плюсом:
Управление светом производится замыканием с помощью реле или переключателя одного из выводов лампы на массу, второй вывод постоянно подключен на напряжение питания автомобиля. Предохранители как правило стоят между напряжением питания и лампой. Пример - Hyundai Accent, большинство автомобилей Subaru.
3. Схемы, представляющие гибрид предыдущих - в них разрываются оба провода, как правило один с помощью реле, второй переключателем:
Обычно реле подключает источник питания, а переключатель выбирает какой вид головного света включен - ближний или дальний. Пример - некоторые модели Honda Accord, Honda Civic.
Предлагаемый контроллер устанавливается в схему 1 (вариант "Эконом плюс 12") и всхему 2 (вариант ""Эконом минус 12"). С небольшим количеством дополнительных деталей (реле) в схему 3 ставятся оба варианта, в зависимости от конкретной схемы конкретного автомобиля.
Наверное вы обращали на дороге внимание, что на некоторых машинах штатно светятся лампы дальнего света на некоторый процент мощности, преимущественно производства в или для США. Это полностью удовлетворяет требованиям нормативных документов для РФ в данный момент времени (2014 год).
Давайте разберемся, как и на сколько это реализуемо.
1. Процент накала. На американских автомобилях это обычно 50% мощности. Опытным путем установлено, что достаточно хорошо видно автомобиль уже с 25% мощности, а 45-50% может слепить встречных водителей.
Обратите внимание на эти фото (это 35% накала):
2. Способ регулировки напряжения. Несколько вариантов.
Первый - установить последовательно резистор в проводе, ведущем на лампу дальнего света. Плюсы - простота. Минусы - большая мощность, рассеиваемая на резисторе, как следствие - сильный нагрев и габариты резистора. И низкий КПД, мы постоянно "отапливаем" подкапотное пространство, выбрасываем бензин в воздух.
Второй - последовательно обе лампы дальнего света. Плюсы - никакой дополнительной электроники, только реле. Минусы - много изменений в проводке, и 50% мощности все же многовато.
Третий - подавать на лампы дальнего света 1/3 напряжения, допустим с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Именно этот способ реализован в контроллере, предлагаемом вам для самостоятельной установки в автомобиль. ШИМ позволяет подавать на нагрузку любое среднее напряжение - от 0 до максимального бортового в автомобиле (14 вольт). Достигается это за счет постоянного подключения и отключения нагрузки, незаметного для глаза. Расход электроэнергии только на дело, практически ничего не греется, проводка автомобиля остается в первозданном виде (в большинстве случаев, иногда все же придется добавить пару реле)
1. Подключение в автомобиль. Винтовые клеммы на наш взгляд неприемлемы для автомобиля, т.к. имеют свойства раскручиваться от вибрации. Применять разъемы тоже неразумно, в каждом авто это свое, да и качественные скрутки надежнее любых разъемов. Поэтому мы остановились на простых и надежных проводах, 15-20 см каждого провода достаточно для удобного изготовления скруток или заделывания в разъем.
2. Способ подачи напряжения в зависимости от варианта схемы автомобиля (раздел "Варианты схем"), величина напряжения накала, выводы управления, способ контроля, мощность канала. Делать 2 канала нагрузки для такого устройства бессмысленно, т.к. ставится оно один раз и на конкретный автомобиль. Поэтому мы приготовили для вас два варианта контроллера - с управлением по плюсу и с управлением по минусу, что позволяет охватить почти все варианты схем. Регулировать накал ламп тоже не надо, т.к. более 45% дальний уже слепит, а менее 25% его практически не видно днем, мы остановились на промежутке 30-40%. Множественные входы управления как показал опыт не нужны, автовладельцы ставят обычно один разрешающий канал (генератор или замок зажигания), и один-два запрещающих. Мы предусмотрели два запрещающих провода (белого цвета). Отказались мы от идеи измерять напряжение в бортовой сети и от этого разрешать ШИМ - проводки и генераторы у всех разные, это потенциальное место для сбоев. Т.е. мы пытаемся соблюдать подход "простое и надежное устройство, поставил и забыл", и чтобы не отвлекало от процесса управления автомобилем. Далее - после многочисленных обсуждений мы решили поставить в силовой канал 3 полевых транзистора, а не 2. Это связано с тем, что в дальний свет часто ставят нестандартные лампы из Поднебесной с фактической мощностью до 120 Ватт. Для двух ламп это 240 Ватт, т.е. 20 А. Хотя транзисторы никогда не работают в таком режиме, предусмотреть мы такое должны, и от 20 ампер наше устройство не греется.
3. Требования техрегламента. При правильном подключении алгоритм работы строго соответствует Техрегламенту - при заведенном двигателе ДХО светят на 35-40% накала дальнего света. Требование Техрегламента по возможности отключения ДХО без специальных средств с помощью дополнительного выключателя тоже излишне, достаточно вынуть предохранитель, держатель для которого уже врезан в питающий провод, вам остается только вставить его. Его номинальный ток зависит от мощности ламп дальнего света, для двух ламп по 65 ватт достаточно 7,5 А.
Схема подключения получилась простой и разумной (для варианта 1 подключения со страницы "Варианты схем автомобилей"):
схемы подключения на некоторые автомобили:
https://yadi.sk/i/LQxLj3MjgoSj9
https://yadi.sk/i/QpI6Z2UdgoSL6
https://yadi.sk/i/xMvky7zYgoSPT
https://yadi.sk/i/8xpvugbigoSTP
https://yadi.sk/i/Y0StI-GUgoSWL
https://yadi.sk/i/LB7poGybgoSYU